Видео рассказы о великих композиторах, музыкантах дадут возможность сделать занятия живыми и интересными. Дадут полное представление о жизни великих композиторов.
ВНИМАНИЕ! Занятия с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю: во вторник,в среду и в четверг, в дни наиболее высокой работоспособности. Непрерывная продолжительность работы с компьютером не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и и для детей 6-7 лет - 15 минут. (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91)
ВИДЕО рассказы о музыке и музыкантах
МЕНЮ
Антонио Сальери
Антонио Сальери - итальянский композитор (18 августа 1750 — 7 мая 1825)
Память о Сальери в веках отравлена слухами. Пущенные еще при жизни композитора, они влияют на восприятие этого имени и после смерти. Кто не знает маленькие трагедии Пушкина? «Моцарт и Сальери», безусловно, принадлежит гению пера поэта. При имени Сальери обычно представляется злодей, который отравил гениального Моцарта. Однако, все не так однозначно... Многочисленные исторические документы и исследования давно установили полную несостоятельность подобных представлений. Мы имеем дело с уникальной ситуацией, когда на протяжении нескольких столетий искусство служит для разрушения репутации ни в чем не повинного человека, к тому же вполне талантливого и состоявшегося музыканта.
Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в итальянском городе Леньяго, близ Вероны в многодетной семье состоятельного торговца. Мальчик очень рано проявил способности и интерес к музыке. Первые уроки музыки он получил у брата, затем учился у церковного органиста. Вскоре умерли его родители, и Сальери попал на воспитание в семью друзей отца, одну из самых состоятельных и аристократических в Венеции.
Джоаккино Россини
Джоакино Россини - знаменитый итальянский композитор, автор опер (29 февраля 1792 — 13 ноября 1868)
Джоакино Антонио Россини родился 29 февраля 1792 года в г. Пезаро (Италия). В детстве обучался игре на нескольких музыкальных инструментах (скрипке, чембало, альте), изучал музыкальную теорию и учился петь.
С 1806 года поступил в Болонскую филармоническую академию по классам фортепьяно и виолончели, которую закончил в 1810 году. В 1820 году во время революции в Неаполе Россини стал членом национальной гвардии. В 1824 году был назначен директором театра «Итальен», а в 1826 году занял должность генерального инспектора пения, а также королевского композитора.
С 1845 года был директором Болонского музыкального лицея. Основные работы композитора -- оперы, в которых заметна неповторимая щедрость, сатирическая меткость и необычное остроумие. Его опера «Севильский цирюльник» считается одной из лучших итальянских опер.
Джузеппе Верди
Джузеппе Верди - центральная фигура итальянской оперной школы (10 октября 1813 — 27 января 1901)
Джузеппе Верди, итальянский композитор, родился 10 октября 1813 года в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье.
Он рано проявил музыкальные способности и уже в 11 лет начал исполнять обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец Барецци, питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием. Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане.
В 1832 году Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом. Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры.
В 1836 году он женился на Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын. Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 году в «Ла Скала». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди.
Георг Фридрих Гендель
Георг Фридрих Гендель - немецкий композитор и органист (23 февраля 1685 — 14 апреля 1759)
Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в Галле (Саксония) в семье придворного цирюльника. В раннем возрасте он обнаружил большие музыкальные способности и в возрасте 9 лет был отдан в ученики композитору Ф.Цахау. За время обучения Гендель научился не только сочинять, но и свободно играть на органе, скрипке, гобое и клавесине. С 12 лет он начал писать церковные кантаты и органные пьесы.
В 1697 году умер отец Георга, и, исполняя желание покойного, он после окончания гимназии в 1702 году поступил на юридический факультет университета в Галле. Но занятия музыкой юноша не оставил и вскоре был назначен органистом в кафедральный собор.
В 1705 году он написал свои первые оперы — «Альмира» и «Нерон», постановки которых имели большой успех.
Во второй половине 1700-х годов композитор жил и работал в Италии. Особенно широкую известность Генделю принесли постановки опер «Родриго» (1707) и «Агриппина» (1709). Помимо опер, в этот период он также создал большое количество светских кантат и произведений церковной музыки. Здесь он завоевал известность и как выдающийся исполнитель на органе и клавире.
Иоганнес Брамс
Николай Римский-Корсаков
Тут вмешался случай -- Антонио встретил венского композитора Флориана Гассмана, который занимал весьма заметную позицию в Вене. Гассман был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф II ежедневно музицировал. Гассману пришёлся по душе талантливый и скромный юноша. Он взял его с собою в Вену.
Так Сальери попал под высокое покровительство. Началась его творческая работа. Произведения Сальери были написаны в традициях итальянской оперной школы и пользовались неизменным успехом в Вене, Париже, в Италии. Всего он написал более 40 опер. Сальери считался в Вене отличным педагогом; его учениками были Шуберт, И. Н. Гуммель, И. Вейгль, Лист; некоторое время у него брал уроки Бетховен.
Сальери скончался 7 мая 1825 года. На западе его помнят лишь в узких музыкальных кругах. А в России благодаря гению Пушкина Сальери известен широко — и неверно. В 1997 году в Милане был проведен процесс в защиту Антонио Сальери, и спустя два столетия он оправдан «за отсутствием состава преступления». Юридически он чист. Но в умах российских читателей он навсегда останется убийцей. Ведь едва ли издатели напечатают в качестве предисловия к «Моцарту и Сальери» решение миланского суда...
С 1845 года был директором Болонского музыкального лицея. Основные работы композитора -- оперы, в которых заметна неповторимая щедрость, сатирическая меткость и необычное остроумие. Его опера «Севильский цирюльник» считается одной из лучших итальянских опер.
Жанр оперы-буффа был очень обновлен при создании «Золушки» и «Сороки-воровки» (1817). Джоакино Россини искал новые методы и для оперы-сериа, а для ее преобразования очень важны «Отелло», «Моисей в Египте». В 1826 году композитор для Парижа переработал оперу «Магомет 2», которая впоследствии была поставлена под названием «Осада Коринца».
В 1828 году он написал «Граф Ори», а через год - лучшую свою оперу народно-героического жанра -- «Вильгельм Телль».
Кроме этого Джоакино Россини создавал вокально симфонические произведения, вокальные и фортепьянные миниатюры.
Легендарный композитор умер 13 ноября 1868 года в Пасси, недалеко от Парижа.
Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года умирают его дочь, сын и жена. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час» терпит провал.
Из тяжелого душевного кризиса Джузеппе Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор». Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех. Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира. В 1851 году появляется «Риголетто», а в 1853 году - «Трубадур» и «Травиата», которые составили знаменитое «трёхзвездие» композитора.
Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу. Кроме того, им были созданы два хора, струнный квартет, произведения церковной и камерно-вокальной музыки.
В январе 1901 года его разбил паралич, и 27 января он скончался в Милане.
С 1712 года Гендель жил преимущественно в Лондоне (в 1726 году получил английское подданство). В Англии он продолжил сочинение опер, а также посвятил королеве Анне Оду на день рождения и написал в честь заключения Утрехтского мира «Te Deum» (1713). Королева осталась довольна музыкой и пожаловала композитору пожизненную пенсию, с тех пор Гендель окончательно решил делать карьеру в Англии.
В 1717 году он поступил на службу к герцогу Чандосскому и руководил концертами в его дворце. Там же был создан ряд гимнов-антемов и два сценических произведения в популярном жанре маски, «Ацис и Галатея» и «Эсфирь», а когда в 1720 году в Лондоне было основано новое оперное предприятие «Королевская академия музыки», Гендель стал его музыкальным руководителем (до 1728).
Последующие 20 лет оперное творчество композитора отмечено исключительной продуктивностью, — в среднем он писал и ставил по одной опере в год, среди которых — «Радамист», «Отгон», «Юлий Цезарь», «Роделинда», «Орландо», «Фарамондо» и многие другие.
Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался все же немецким музыкантом. Творчество Генделя оказало значительное влияние на В.Моцарта, Л.Бетховена, М.Глинку, К.Глюка...
Умер Георг Фридрих Гендель 14 апреля 1759 года в Лондоне, был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Иоганнес Брамс - немецкий композитор (7 мая 1833 - 3 апреля 1897)
Брамс -- выдающийся национальный художник немецкого народа. Его музыка насыщена глубоким жизненным содержанием и утверждает реалистические принципы народности искусства. Он внес ценнейший вклад в музыкальную культуру второй половины 19 века.
Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 года в Гамбурге (Германия). Первым учителем музыки был его отец. Одаренный пианист, Брамс начал публично выступать уже в детские годы. Но необеспеченное материальное положение семьи вынудило его браться за любую работу -- он переписывал ноты, аранжировал, играл в садах и ресторанах. Это, впрочем, принесло определенную пользу юному Брамсу: будущий композитор вошел в непосредственное соприкосновение с музыкой немецкого демократического быта, которую широко использовал в своем последующем творчестве.
Существенную роль в творческом развитии Брамса сыграла его встреча в 1853 году с Э. Ременьи. Выступая с ним в качестве аккомпаниатора, Брамс проникся красотой и увлекательностью венгерских национальных мелодий, входивших в репертуар скрипача. Впоследствии это нашло отражение в творчестве Брамса -- в его знаменитых «Венгерских танцах» и в ряде других сочинений, где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
В 1850-х годах Брамс много выступал как пианист в различных городах Германии, руководил придворной хоровой капеллой в Детмольде и женским хором в Гамбурге. Начиная с 1862 года творческая деятельность Брамса теснейшим образом связана с Веной. В этом городе, являвшемся тогда своеобразным музыкальным центром, постоянно звучали австрийские, немецкие, венгерские, чешские, словацкие, сербские песни и танцы. Все это было источником, питавшим творчество Брамса.
В 1870-1880 годы Брамс создал большинство своих лучших творений -- все симфонии, скрипичный и 2-й фортепьянный концерты, камерные ансамбли, песни, хоры, танцы. Творчество Брамса, охватывающее почти все жанры, характеризуется глубокой и органической связью с народно-бытовой музыкой.
В жанре симфонической музыки Брамс является продолжателем традиций Бетховена. Не зря 1-ю симфонию Брамса порой называют «десятой симфонией Бетховена».
Умер Брамс 3 апреля 1897 года.Иоганнес Брамс - немецкий композитор (7 мая 1833 - 3 апреля 1897)
Николай Римский-Корсаков - русский композитор, автор опер (18 марта 1844 — 21 июня 1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился (6) 18 марта 1844 года в Тихвине. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. Среди первых учителей композиции у Римского-Корсакова был Балакирев.
После окончания кадетского корпуса, Римский-Корсаков ушел в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время он занимался сочинением музыки, и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора -- за ней последовали «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873.
Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки.
Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь», «Снегурочка» и другие. Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой».
Опера «Садко», будучи поставлена в 1897 на Московской частной русской оперной сцене, имела несомненный успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина -- в 1898 она с успехом прошла в Москве, в 1899 -- в Санкт-Петербурге. Затем была написана «Царская невеста».
Успешно строилась и симфоническая деятельность Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
Он произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского, принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского.
Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди них -- Лядов, Сакетти, Глазунов.
Умер композитор (8) 21 июня 1908 года в своем имении недалеко от Луги.